3.9.jpg

Профессионалам и невозможное возможно

Теплоход «Иван Папанин» завершил снабжение антарктических индийских станций «Майтри» и «Бхарати». В сезоне 2013-2014 годов сделано, казалось бы, невозможное: без поддержки ледокола судно совершило два успешных рейса к берегам Антарктиды. В марте в восточном секторе Антарктиды, в районе моря Лазарева, где оборудованы грузовые базы станций «Новолазаревская» (Россия) и «Майтри» (Индия), сложилась исключительно тяжелая ледовая обстановка. Припайный лед толщиной 1,5- 2 метра не отошел от шельфа и простирался ледяным покровом в сторону океана на 40-60 км. Обстановка осложнялась штормовым ветром до 50 м/с, отсутствием видимости и низкими температурами воздуха. Особенно напряженным выдался завершающий этап экспедиции. В район выгрузки первым подошел теплоход «Иван Папанин» Мурманского морского пароходства, за ним два научноэкспедиционных судна (НЭС) Росгидромета РФ - «Академик Трешников» и «Академик Федоров». Предполагалась совместная работа трех судов по прокладке единого канала.

Однако канал, который делал «Академик Трешников», забивался снегом и льдом так, что даже более мощное судно «Академик Федоров» с трудом пробивалось в свежем канале. Поэтому теплоходу «Иван Папанин» пришлось делать собственный канал к индийской базе. Перед судном стояла задача снабдить зимовочный состав антарктической станции топливом и продовольствием для поддержания ее жизнедеятельности. «Иван Папанин» смог подойти на минимальное расстояние к барьеру и начать выгрузку груза вертолетом. С индийской базы навстречу теплоходу подошел санно-гусеничный конвой, на который были погружены наиболее тяжеловесные грузы. Работы не прекращались и в темное время суток, максимально использовались благоприятные погодные условия для выгрузки.

В результате 25 марта груз был выгружен, индийским полярникам доставлено все необходимое для предстоящей зимовки. Тем самым выполнены все условия контракта, заключенного между Мурманским морским пароходством и Национальным Центром Антарктических и Океанских Исследований (NCAOR) при правительстве Индии. В предыдущие годы наше судно работало в этих широтах с ледоколом «В. Игнатюк». Однако в этом сезоне, по инициативе заказчика, «папанинцы» пошли покорять суровые берега самостоятельно. Опыт эксплуатации показал, что без помощи ледокола значительно увеличивается время на выполнение рейсового задания, а также это не дает уверенности в успешном выполнении поставленной задачи.

Тем временем суда «Академик Трешников» и «Академик Федоров», работая в паре, продолжали пробивать канал. По состоянию на 26 марта им оставалось пройти около 5 км до своей базы. После завершения выгрузки НЭС «Академик Федоров» планирует помочь НЭС «Академику Трешникову», которому еще предстоит работа недалеко от индийской антарктиче ской станции «Бхарати», выйти из припая. С получением ледовой информации о состоянии ледового пояса на выходе из района т/х «Иван Папанин» отправится в обратный путь. По приходу в порт Кейптаун запланирована смена экипажа.

Владимир ПАНТЕЛЕЕВ.

Фото автора. «Арктическая звезда», март 2014